Перейти до основного вмісту

«Давать или не давать»


«Давать или не давать»
(2Пар.16:1-9)
Сергей ДЕБЕЛИНСКИЙ (Киев, пастор)

Сегодня небольшое размышление об одном из аспектов жизни нашего общества, который где-то и как-то касался, а возможно и касается сегодня, каждого из нас.
Вопрос подарков, взяток в нашей жизни, когда необходимо решать, те, или иные сложные вопросы устройства. Для основания беседы возьмем одну историю из Библии: «В тридцать шестой год царствования Асы, пошел Вааса, царь Израильский, на Иудею и начал строить Раму, чтобы не позволить [никому] ни уходить от Асы, царя Иудейского, ни приходить [к нему]. И вынес Аса серебро и золото из сокровищниц дома Господня и дома царского и послал к Венададу, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, говоря: союз да будет между мною и тобою, как был между отцом моим и отцом твоим; вот, я посылаю тебе серебра и золота: пойди, расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтоб он отступил от меня. И послушался Венадад царя Асы и послал военачальников, которые [были] у него, против городов Израильских, и они опустошили Ийон и Дан и Авелмаим и все запасы в городах Неффалимовых.
И когда услышал [о сем] Вааса, то перестал строить Раму и прекратил работу свою. Аса же царь собрал всех Иудеев, и они вывезли [из] Рамы камни и дерева, которые употреблял Вааса для строения, - и выстроил из них Геву и Мицфу. В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал ему: так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою, ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны»(2Пар.16:1-9)
Слушая истории строительств, участвуя в некоторых из них, когда решаются вопросы сдачи объектов, или оформления документов, приходишь к мысли, что в бюджет строительства надо вносить особую статью: «Взятки, подарки». В Контакте предложил опрос молодежи о взятках. Из ответивших, многие, в той, или иной степени ответили,   что без этого сегодня нельзя. Это своеобразный «дух» системы, который мы находим везде где решаются какие-то вопросы устройства: учеба, лечение, ГАИ, разрешение деловых вопросов. Настрой у большинства: «Давать и брать». И это достояние не только нашего времени, но и времен, которые прошли прежде нас. Лесков, в одном из своих рассказов, полтора столетия назад писал: «Одними практиковалась система самовознаграждения, а другие к этому присматривались и приспособлялись, каждый по соображению своего ума…  Это ни для кого не было большою тайной, но все-таки "купанье" иногда обращало на себя внимание государя и великого князя, и тогда производилось "освежение личного состава", от чего, впрочем, дело нисколько не выигрывало, ибо лица, вновь прибывающие для освежения, немедленно же ощущали совершенную невозможность противостоять общему направлению и вскоре же, без всякого протеста, становились такими же, как и прежние…   Дело было устроено так удобно, что тому, кто не хотел сам лично входить в какие-нибудь сделки, не было и никакой необходимости заниматься этим самолично. В известной части старший сам сделывался с поставщиками и приемщиками и делился со всеми своими сослуживцами, без объяснения путей и источников дохода. При таком порядке каждый "купался" без всякого насилия своей скромности и своей совести. Не доносить же на старших, - да и чем подкрепить донос? Все скажут: "это неправда" и "мир зинет - правда сгинет"…»
Общество живет этим, возмущается на это, но систему поддерживают практически все, что отражается и «шутливое» отношение к этому звучащее в притчах, анекдотах и высказываниях об этом:
·        Суд счёл, что доводы в портфеле ответчика гораздо убедительнее аргументов в конверте истца. (Влад Шимановский)
·        У чиновника все относительно: пока не отнесешь, ничего делать не будет. (Михаил Мамчич)
·        Все, без исключения, чиновники уверены, что за их каторжный труд им платят очень мало, и все, что им остается – это зажевывть свое горе взятками. (Михаил Лашков)
·        Скажи мне, с чем ты пришел, и я скажу тебе, с чем ты уйдешь. (Вячеслав Чернышев) 
Да и древние Божьи Законы предупреждают о возможной проблеме в этой области жизни, и проблемах в связи с присутствием этого в жизни:
·        «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых»(Исх.23:8)
·        «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время»(Ам.5:12-14).
А что для нас в этом, для тех кто позиционирует себя как человека верующего? Нужно ли думать об этом, размышлять, или как все, тем более, где та грань, которая разделяет: вот подарок, а вот уже взятка (тем более в Писании Ветхого Завета – это одно и то же слово, имеющее разные значения в соответствии с контекстом).
Вот комментарий одного из словарей о взятке: «Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положення», и комментарий некоторых законов смягчающих проблему: не взятка, а подарок «Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму. Так во Франции предельная стоимость подарка, который не может считаться взяткой, составляет 35 евро, в Великобритании — 140 фунтов стерлингов (250$), в США — 50$»
Один «мудрец» написал: «Как это ни странно, но взятка, если она дается, как добровольный подарок, а не по принуждению (или по вынуждению), не нарушает 10 заповедей».. Итак, несколько мыслей для размышления.

1.  Когда возникает вопрос относительно этого? Когда возникают проблемы, которые трудно разрешить самому. В данной ситуации противостояние Ваасы царя Израильского, противостояние такое, что буквально прекратилась вся деловая, религиозная и общественная жизнь: не было возможности «уходить и приходить». По-видимому, возможности, которые имел Аса, или как он думал, что имел, были исчерпаны.
Нечто подобное часто приходит и в нашу жизнь, когда нет возможности входить и выходить. Это при поступлении наших детей, когда очень хочется, чтобы поступили и учились. Это при сдаче экзаменов, особенно когда решается вопрос стипендии, и твоего рейтинга. Это и при нарушении ПДД, когда штраф намного больше, чем возможная договоренность с инспектором (не рассказывали ли мы об этом друг другу). Это и разрешение вопросов строительства, оформление документов, угрозы предписаний и штрафов…
Этому способствуют и законы, которые принимают как кажется чтобы поощрять к взяткам. Вот свидетельство истории, о безбоязненности чиновников, в те времена, когда начиналась борьба с взятками: «Чиновники прекрасно понимали, что уничтожить взяточничество в стране не удастся никогда хотя бы потому, что именно взятки были основным способом обойти законы и инструкции, вздорность которых очевидна для всех».

2. Доступный путь разрешения – разрешение через «серебро и золото». Принцип здесь именно такой. Не обязательно исполнителю, можно и нужному человеку, который за определённое вознаграждение позвонит, или еще каким-то образом устроит дело. Ведь ни что так не сближает, как предоплата, как сказал кто-то.
В данной ситуации «серебро и золото» Венедаду царю Сирийскому. Тот немного «поработал» и как читаем: «И когда услышал [о сем] Вааса, то перестал строить Раму и прекратил работу свою»(2Пар.16:5). Как гласит древняя мудрость: «И волки сыты и овцы целы». Так кажется с первого взгляда. Защитили себя, враги отступили. Обошлись вообще без крови! А иначе и не решишь, а иначе долгий и трудный путь, и многим очень не понятный…
         В другом рассказе Лескова мы находим диалог, когда обсуждают человека не бравшего и не дававшего взятки: «- А как он насчет взяток: умерен ли?  - Помилуйте, - говорит голова, - он совсем ничего не берет... Губернатор еще больше не поверил.  - Этому, - говорит, - я уже ни за что не поверю.  - Нет; действительно не берет.    - А как же, - говорит, - он какими средствами живет?  - Живет на жалованье.   - Вы вздор мне рассказываете: такого человека во всей России нет. - Точно, - отвечает, - нет; но у нас такой объявился.  - А сколько ему жалованья положено?  - В месяц десять рублей.   - Ведь на это, - говорит, - овцу прокормить нельзя.  - Действительно, - говорит, - мудрено жить - только он живет.   - Отчего же так всем нельзя, а он обходится?  - Библии начитался.   - Хорошо, "Библии начитался", а что же он ест?   - Хлеб да воду». 
         И если Лесков писал, по-видимому, с действительности, которая его окружала, то, как подтверждение поражения этим пороком общества, свидетельствуют архивы: «В ходе проводимых Сенатом ревизий обнаружить неподкупного чиновника не удалось».
         А кто из нас готов на «хлеб и воду», только чтобы по честному и справедливому?
 
         3. Что в этом для нас верующих людей, если это есть в нашей жизни, и мы подобно всем несем «серебро и золото» для разрешения наших вопросов?
 
a)  Проявляется наше недоверие Богу. Он может всё решать, но не в отношении этих вопросов. Тот «у
Которого мудрость и сила; Который изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; Который открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним» (Дан.2:20-22), в данной ситуации наверное Он далек от переживаемого нами. Аса и его помощники были окружены вещами, предметами направлявшими из взоры к Богу, были на том месте где славилось имя Господне, но при всём этом они так и не вспомнили о Нём.
         Вспоминаем ли мы? И если да, то насколько мы доверяем все вопросы нашей жизни Ему, Который говорит, и отмечает особым образом вопрос взяток в жизни Его народа, когда они имеют силу и хождение среди них: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих.7:2,3), и Который строго говорит: «не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых»(Втор.16:19).
  
b) Это только временное решение проблемы, т.к. Бог оценивает это и совершает Свой суд за
недоверие Ему (16:7-9). Если ты их начал давать – будешь давать всегда и чем дальше, тем больше: «Отныне будут у тебя войны».  А в книге Иова слышим суд мздоимцу: «Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства»(Иов.15:34). Это путь к зависимости от обстоятельств и людей, а не от Бога.
         Интересный в этом плане дает пример, история из советской действительности, когда раскулачивали кулаков: «Если бы члены сельсовета не брали взяток с кулаков (а я бы сказал, если бы последние не давали их), у них не хватило бы сил на то, чтобы ликвидировать кулачество как класс». Но кто ж об этом думал, когда давал, и исследовал причинно-следственную связь.
 
c)  Практика взятки лишает силы для победы. Бог не дает её, да и сил не будет: «В то время пришел
Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал ему: так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей»(2Пар.16:7). Для нас это закрытые уста для свидетельства о Боге, о грехе, о спасении. Ибо давши взятку стали такими же как и все, с теми же страхами, проблемами и основаниями для жизни, что и у всех дающих.
 
d) Обман так называемого доброго дела. Ведь у Асы, перед любым было оправдание – не себе взял
 Божьи деньги, а для защиты народа и Дома Божьего (Храма)! 
 
e)  Практика взятки меняет человека, и возможно он даже об этом не думает: «Дары слепыми
делают зрячих»(Исх.23:8). Это и относительно тех, кто берет, так и относительно тех, кто дает. Что произошло с Асой?
 
ü Отвергает Божье обличение (ст.10).
ü Не принимает авторитет Божьего служителя (ст.10)
ü Начинает притеснять народ Божий (ст.10)
ü Зависимость от людей, а не от Бога, и причем во всех вопросах жизни (ст.12)
ü Неверное распоряжение тем, что посвящено для Бога, на Храм (ст.2)
 
         Как свидетельство об изменении человека, факт истории:  "Ненасытная жажда корысти,-- укоряла взяточников императрица Елизавета Петровна,-- дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие -- предводительством судей, а потворство и опущение -- одобрением беззаконникам". 
         Проблема в том, что этим человеком могу быть я или вы, если в нашей жизни вдруг находит место взятка. Не та реакция, не те поступки. Попробуйте сказать, что для решения  вопросов, какими бы они не были сложными, взятки давать не надо. Тот, кто давал многое скажет вам, и по логике человеческой он будет прав, так как поступить по «человечески это дать на лапу», а  святому в лучшем случае скажут что это не практично, это не актуально, или скажут ну тогда, если ты такой чистый бери и решай вопросы.
 
         4. Какой выход для нас? Найти силу сказать этому в своей жизни: «Нет!», раз и навсегда, на все случаи жизни: «большие» и «малые». Пример: В.Х. «Я не буду давать взятки!» Чиновник в шоке, что же будем делать. «Делайте что хотите, но взятки я давать не буду». В недоумении ушел. Где найти силу, чтобы сказать «Нет!» взятке в своей жизни, чтобы сделать шаг веры, когда как кажется, будет только сложней если не пойдешь проторенным веками путем.
 
a.  Вспомни решение вопросов, которые разрешились без взяток, или послушай тех, кто имел такие
победы. Именно на это нацеливает Господь Асу, через прозорливца Ананию: «Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою» (2Пар.16:8).
 
b.  Укрепляйся в Господе: «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье]
сердце вполне предано Ему»(2Пар.16:9), и когда возникают подобные ситуации,  проверяй себя, нет ли какой нечистоты в твоей жизни, которая может стать препятствием для Божьей помощи тебе, ибо «Кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек»(Пс.14:1-5).
 
c.   Ответь для себя на следующий вопрос: «Что лучше: разрешение проблемы за взятку, или не
разрешимая на данный момент без взятки?» Возможную помощь для верного ответа можем найти у пророка Михея: «Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим - неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: "не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!" Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом»(Мих.3:9-12)
 
d.  Если была эта практика в жизни, не нужно ли за неё покаяния, чтобы затем с чистыми руками и
 сердцем продолжить свой путь пред Богом, во славу Его имени, и на благо Его народу, и так же принести благо душе своей. Господь говорит: «Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?" - Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет»(Ис.33:13-16)
 
         Их жизнь уже история, но их ошибки – особые уроки для нас и проверка, кто есть мы по сути своей, насколько мы отличаемся от мира этого, насколько мы понимаем Бога, в Которого верим и Котором служим. Насколько мы готовы доверять Его Слову, даже если логика  и опыт человеков предлагает нам «надежный» путь разрешения проблемы.
 
         В рассказе «Однодумец», Лескова, есть такой отрывок, свидетельство о герое Александре Афанасьевиче Рыжове, когда искали и ничего не нашли в отношении его жизни, чтобы иметь обвинение на него: «- Каялся, - говорит, - в одном, другом, в третьем, - во всем не свят по малости, но грехи все простые, человеческие, а против  начальства  особого зла не мыслит и ни на вас, ни на меня "по касающему" доносить не думает. А что "даров не приемлет", - то это по одной вредной фантазии.
   - Все же, значит, есть в нем вредная фантазия. А в чем она заключается?  - Библии начитался.
   - Ишь его, дурака, угораздило!   - Да; начитался от скуки и позабыть не может.
   - Экий дурак! Что же теперь с ним сделать?   - Ничего не сделаешь: он уже очень далеко начитан.
   - Неужели до самого до "Христа" дошел?   - Всю, всю прочитал.
   - Ну, значит, шабаш.
         Пожалели и стали к Рыжову милостивее. На Руси все  православные  знают, что кто Библию прочитал и "до Христа дочитался", с того резонных поступков строго спрашивать нельзя; но зато этакие люди что юродивые, - они чудесят, а никому не вредны, и их не бояться».
         Дочитались ли мы до Христа? Да благословит нас Господь, чтобы наши руки и сердца были чисты пред Богом в вопросах взятки, даже если нас будут считать странными, и вопросы наши будут решаться одному Богу известными путями.
АМИНЬ





Некоторые афоризмы о взятках:

- А что у Вас еще есть, кроме ума, чести и совести? - Взятка, сэр! (Владимир Борисов)

Взятка - это сумма разницы найденных компромисов и совести.  (Владимир Сухоруков)

Реалии российской действительности: когда чиновник берет деньги за то, чтобы что-либо сделать – это взятка. А вот когда чиновник берет взятку и не делает ничего – это уже коррупция!

Взятка - это форма зла в виде благодарности
Некоторые места Писания:
 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить (Прит.15:27)
Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. (Прит.29:4)
Некоторые факты истории:
·        Ленин называл взятку основной напастью в одном ряду с коммунистическим чванством и безграмотностью.
·        Поскольку взяточничество считалось буржуазным пережитком, было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление исчезает. "Взяточничество,-- читаем в вышедшей в 1957 году брошюре в помощь юристам,-- в современных советских условиях стало относительно редким явлением". При этом в СССР едва ли можно было найти человека, который никогда бы не давал или не брал взятку. 
·        Победить взяточничество оказалось задачей куда более сложной, чем прорубить "окно в Европу". При Петре I взяточников нещадно били батогами, клеймили, ссылали, но все было тщетно. По рассказам современников, однажды в Сенате Петр пригрозил издать указ, по которому всякий, кто украдет у казны сумму, на которую можно купить веревку, будет повешен. Генерал-прокурор Ягужинский на это заметил: "Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных? Мы все воруем -- с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой". И императору пришлось смириться. А один из иностранцев, посетивших Россию в царствование Петра, писал: "На чиновников здесь смотрят как на хищных птиц. Они думают, что со вступлением их на должность им предоставлено право высасывать народ до костей и на разрушении его благосостояния основывать его счастье".
·        В июне 1830 года молодой литератор Э. П. Перцов принес П. А. Вяземскому свою только что изданную книгу, которая называлась "Искусство брать взятки". Спустя 175 лет на книжном рынке появится вполне серьезное пособие, которое учит, как давать взятки российским чиновникам.
·        Знающие люди говорили, что если богатые помещики не будут содержать полицейских чиновников, то их будут содержать воры (киевский губернатор И.И.Фундуклей).
·        Власти искушают честность, оставляя её бедности.






Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

МОЛИТВА – ВІРУЮ, як основа християнського світогляду

Ефективна правова допомога

МОЛИТВА – ВІРУЮ, як основа християнського світогляду
Вірую в Єдиного Бога Отця, Вседержителя, Творця неба і землі, всього видимого і невидимого. І в Єдиного Господа Ісуса Христа, Сина Божого, Єдинородного, що від Отця народився перше всіх віків, Світло від Світла, Бога істинного від Бога істинного, рожденного, несотворенного, єдиносущного з Отцем, що через Нього все сталося. Він для нас, людей, і ради нашого спасіння зійшов з небес, і воплотився від Духа Святого і Марії Діви, і став чоловіком. І розп'ятий був за нас при Понтії Пилаті, і страждав, і був похований. І воскрес на третій день, як було написано. І возніся на небо, і сидить праворуч Отця.

І знову прийде у славі судити живих і мертвих, і Царству Його не буде кінця.  І в Духа Святого, Господа Животворчого, що від Отця походить, що Йому з Отцем і Сином однакове поклоніння і однакова слава, що говорив через пророків. В Єдину, Святу, Соборну і Апостольську Церкву. Визнаю одне хрещення на відпущення грі…

МОЛИТВА ПРО ДОПОМОГУ

МОЛИТВА ПРО ДОПОМОГУ
Господи, я знаю, що Ти єдиний мій Помічник у тій складній ситуації, яку я переживаю (розкажіть її і попросіть те вирішення, яке б Ви хотіли). Я віддаюсь в Твої руки і прошу, щоб Ти простив всі мої гріхи та позбавив мене від всякого прокляття. Я прошу, щоб Ти був від сьогодні і назавжди моїм Господом та Спасителем. Я знаю, що коли свої очі я зводжу на небеса, то звідти прийде мені допомога, я вірю, що мені допомога від Тебе, бо Ти вчинив небо й землю і для Тебе немає нічого неможливого! Ти не даси захитатись нозі моїй, не здрімає мій Сторож: оце не дрімає й не спить мій Сторож! Господь то мій Сторож, Господь моя тінь при правиці моїй; Удень сонце не вдарить мене, ані місяць вночі! Господь стерегтиме мене від усякого зла, стерегтиме Він душу мою; Господь стерегтиме мій вихід та вхід відтепер аж навіки! І за це я славлю Тебе, мій Бог і надзвичайно дякую,  в ім’я Ісуса Христа, Амінь.
Сергій Гула

ПРО ТЕ, ПРО ЩО НЕЗРУЧНО ГОВОРИТИ – анонізм, маструбація

Ефективна правова допомога
ПРО ТЕ, ПРО ЩО НЕ ЛЮБЛЯТЬ ГОВОРИТИ – анонізм, маструбація
Дійсно - це питання достатньо делікатне і дуже дискусійне. Одні говорять, що маструбація, анонізм гріх, інші - що це нормальна життєва потреба людини. Це непросте питання, особливо для молодих і неодружених людей, а також і для віруючих, оскільки вони на роздоріжжі: "все ж таки, це гріх чи не гріх?...". 
В Біблії достатньо сказано щодо цього питання:  1 - це про Онана (звідки і пішов термін анонізм), який намірино виливав своє насіння на землю, не бажаючи запліднити дружину свого померлого брата, що було гріхом в очах Богом (Буття 38:9-10). 2 - це згадка малакій в 1 посланні до Коринтян 6 глава, 9 вірш, де є опис тих, хто не попаде в Царство Боже, серед них є так звані «малакії».  Малакія - від грецької "м`який", м`якотілий, той, хто легко піддається тиску. В новогрецікій мові Малакія переводиться як анонізм, відповідно - "малакас" переводиться як аноніст. Тобто в Біблії (1 Кори…