Перейти до основного вмісту

Я, ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК, ВЫСТУПАЮ В ЗАЩИТУ СЕКТАНТОВ

"ІСУС ХРИСТОС СЕКТАНТ" – ПРАВОСЛАВНИЙ СВЯЩЕННИК – АРХИМАДРИТ АВВАКУМ

 

Архимандрит Аввакум (Давиденко)

Я, ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК, ВЫСТУПАЮ В ЗАЩИТУ СЕКТАНТОВ
И вот почему… Еще в советское время наш Полтавский митрополит Феодосий (Дикун) в письме Брежневу писал: «Я за честный, открытый диалог между верующими, инославными и атеистами… это обогатит наше мышление, нашу культуру…» Да, да… когда нас гнали, мы были за диалог со всеми, были мягки, покладисты и открыты. Мы, повторюсь, были за честный дружеский диалог. Но, что с нами случилось сегодня?
Таким же инакомыслящим был Иисус Христос по отношению к храмовому и синагогальному иудаизму. Войдя в родную синагогу в Назарете, Христос сказал нечто такое, за что иудеи, его земляки, едва не убили. Лк. 4:30. Заявление Иисуса в Назаретской синагоге было похоже на 95 тезисов Лютера по шквалу вызванного негодования. Христа чуть не сбросили со скалы! Здесь нужно отметить тот факт, что сама раннехристианская община апостолов жила и действовала вне рамок официального иудаизма (официального храмового благословения на ее деятельность не было). То есть - сама была сектой. Но Бог Разумов так определил, что из маленькой секты возгорелось пламя мощной мировой религии. Почему? Потому что христианство выражало волю Бога!
"Он богохульствует!" (Мф:26:65) - был произнесен приговор первосвященника на синедрионе. Такой же зловредной сектой считалось раннее христианство у римлян, жестоко подавлялось и преследовалось. Вспомним высказывания римских историков Плиния, Светония о «зловредной» иудейской секте назарян, собирающихся по ночам и распевающих до рассвета гимны Христу как Богу. Но «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»...
Повторяюсь и акцентирую… Ни Христос, ни апостолы не принадлежали к священству. Но воля Божия, благоволение было на стороне этой порицаемий «секты». И из «искры» возгорелось пламя. Посему, по большому счету, если смотреть правде в глаза, глазами истории, все мы: католики, православные и протестанты – есть исторические сектанты. Выросли из «секты», малой общины Христовой. У нас не было преемства от царей и благословения храмовых священников. У Христа и Его последователей было преемство свыше, напрямую, от Бога Отца Небесного.
Так и Писание об этом говорит: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих - камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр. 2:9). «Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр.1:6). «Соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр.5:10). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6). Отсюда вытекает и всем известный принцип Лютера: каждый сам себе священник!
Сегодня же вижу, что ни о каком диалоге не может быть и речи. Церковь в России сегодня, словно тоталитарная организация, при помощи власти проводит гонения на тех верующих, пусть и инославных, с кем сидели в лагерях и тюрьмах советского периода. Мы превратились в гонителей и притеснителей. Повторюсь, сегодня там ни о каком серьезном диалоге вер, мировоззренческих позиций и культур не может быть и речи. Идет повсеместный нахрап, "наезд", диктат, и тревожно от всего виденного делается на душе.
И этот же самый соблазн - начать преследования и гонения на независимую религиозную общественность - стоит сегодня и перед украинским обществом. Уже пошли сигнальные звоночки, свидетельствующие если не о начале гонений, то о нагнетании негативизма в сторону сектантов. Пуще того, народной истерии…
ПОЧЕМУ ЕСТЬ СЕКТЫ?
Причины народных протестных сектантских явлений - это стремление людей иметь свой, личный, эксклюзивный взгляд на Бога и миропознание. Но также есть причины, коренящиеся и в самой Церкви: 1) духовенство не живет по тем заповедям, которые само же и проповедует; 2) удаление богослужебной практики господствующей церкви от ясности слова Священного Писания.
Еще Махатма Ганди говорил: «Я не уважаю христианскую церковь за то, что она учит народные массы жить по праведности, в воздержности, сама живет в роскоши!» Что тут возразить великому аскету? Протестные сектантские движения - извечные попутчики традиционных религий. Но в своем гневе против сектантов давайте опомнимся и вспомним, что сама Церковь христианская начиналась с малой общины (секты) двенадцати человек, ходящих знойными, пыльными дорогами Палестины.
СПОРЫ МЕЖДУ КОНФЕССИЯМИ ВЕЧНЫ
Альтернативное православие и независимая религиозная общественность всегда будет, пока будем жить на земле мы, живые люди, такие разноликие и непохожие друг на друга.
В общем, споры между деноминациями как непреодолимы, так и нужны. Они вносят в религиозную среду напряжение интеллектуальной и духовной мысли. Будят мысль. Они вложены в человечество на уровнях как духовном, так и биологическом, следовательно, непреодолимы. На то мы - живые люди, чтобы дискутировать. Общаться необходимо и полезно, во первых, для нас, православных. Посмотреть непредвзято, как эти «вражьи сектанты», вне рамок казенной, формальной Церкви, совершили тяжелый, волевой рывок к простоте раннехристианской общины, к простоте в обряде, простоте во Христе, живут и устрояют свой мир и приносят личный плод святости и добродетели окружающим их маловерующим людям. Православным взглянуть на это непредвзято очень и очень полезно…
Католицизм, протестантизм и православие - как бы мы не спорили, а пишем мировую историю христианства совместно. Как бы мы ни междоусобились друг от друга, но у нас общая судьба и общее устремление - Царство Божие. И главное - Священное Писание нас объединяет во всех смыслах. Евангелие - вот краеугольный объединяющий нас КАМЕНЬ! Все остальное, помимо священного Писания: правила, догматы, каноны, учения, концепции, доктрины - всего лишь интерпретации Евангелия. Так что возлюбим друг друга, постараемся понять друг друга и поможем друг другу. Это - высокая духовность.
КОГО НАЗЫВАТЬ СЕКТОЙ, А КОГО НЕТ?
Насчет неоднозначности православных в суждениях в том, кого называть сектой, а кого нет. Суждения в нашей среде разнообразны и не имеют общего знаменателя. Возьмем, например, католиков. На высоком иерархическом уровне католическую церковь православные сектой не называют.
Но на низах называют, сплошь и рядом. Знаете, самое сильное религиозное настроение формируется отнюдь не в верхах, не в Патриархии и не в епархиальных канцеляриях, а в гуще, массе народной, в самой ее что ни есть глубине, в закваске ее духа. Поедьте в Почаев - это не какой-то «Тьмутараканьский» маргинальный приход, но самый мощный и влиятельный центр православия в Украине, и там почитайте, что пишут плакаты и разные листовки на спуске в пещерный храм. Ого-го-о-о..! там вы увидите и пресловутое «Древо церкви», там католики одновременно и сектанты, и еретики, и раскольники, чего душа желает… в общем «отцеубийцы, причем неоднократные!»
ДУХОВНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ И УСПЕХ
В религиозной жизни русские всегда отличались склонностью к сектантству, к эксклюзивности религиозного сознания, и надо было только искры, чтобы это новое сектантское движение вспыхнуло.
Можно серьезно говорить о влиянии на появление сектантства в России южноукраинских колонистов-немцев. Да, их влияние было. С 1785 года, когда они там поселились, и началось евангельское движение на Украине. Тут наглядна двойственность позиции. Немецкие верующие, будучи законопослушными, в массе своей, живя закрытыми колониями, не стремились навязывать своих убеждений коренному населению, боясь наказания со стороны царского правительства. Но все же одиночные контакты были. И здесь произошел именно тот случай, когда огонь оказался рядом с соломой. Вспыхнул огонь народной евангелизации.
Говоря о влиянии немцев - лютеран и меннонитов - во второй половине XIX века, уместно процитировать ректора Казанской духовной академии епископа Алексия (Молчанова). Он писал: «Можно согласиться с тем, что в жизни русского народа было что-то такое, что создало благоприятную почву для распространения сектантских взглядов. Можно с уверенностью также сказать, что если бы вместо немецких миссионеров необаптизма с проповедью Евангелия выступили православные миссионеры, то в тех же самых условиях возникло бы религиозное движение, благоприятное для Православной Церкви…»
СЕКТАНТЫ ДИНАМИЧНЫ И ИНИЦИАТИВНЫ
Если взять царскую Россию, то где можно было увидеть больше инициативы, успеха и предпринимательства? Да в старообрядцах и во всякой штунде! Имена купцов-благотворителей знала вся Россия: Новиковы, Морозовы, Пименовы, Андреевы… Чтобы выстоять, старообрядцы, вытолкнутые на периферию общественной жизни и заклейменные как раскольники, смогли сохранить древлецерковное благочестие, истово трудясь, обживая окраинные места России. Инаковость, инакомыслие предполагает усиленную работу мысли, риск, отвагу, поиск, и даже трудовую инициативу.
БУДЕТ ЛИ ИМЕТЬ УСПЕХ БОРЬБА С СЕКТАМИ?
Вся эта борьба, затеянная в России с сектами, - это борьба иными методами, когда у оппонента не хватает аргументов. Да, мне очень бы хотелось, чтобы борьба носила форму богословского спора, даже диалога. Это обогатило бы наше духовное мышление, богословскую мысль. Ну, нет у нас еще той высоты мудрости. Вспомните мои слова: борьба с вами закончится, как и все предыдущие, ничем, 1905 годом, царским «Манифестом веротерпимости», а имиджу гонимых сектантов только прибавит авторитета, и может, даже больше… Я понимаю, и все мыслящие люди в РПЦ понимают, что борьба с сектами - это тупиковый путь. Так как сама первоапостольская христианская община в начале была маленькой сектой. Но если в чем есть сила от Духа Божия - то устоит, произрастет и выиграет исторический спор. Это аксиома.
Повторюсь. Свидетели Иеговы, неопятидесятники выиграют в этом историческом споре, так как они гонимые. Мы же, православные, потеряем и очень потеряем (уже потеряли), так как гонение никому не мило и не симпатично… И еще одна деликатная особенность - гонители не могут быть богословами и философами, света троического зрителями, а если так, то ноль нам цена…
Можно и нужно понять и нашу Православную Церковь. Все мы обречены на действие, на борьбу. Все живое, пока оно живо, борется. Не бороться она не может. Сидеть безучастно и смотреть, как на ее историческом поле произрастают семена чуждые ее природе? Вот, давайте, поразмыслим и прикинем: поставим себя на ее место. Как бы поступили мы?
Посему жизнь - борьба! Непрестанная борьба идей, борьба людей! Мы поставлены самим бытием в условия борьбы, и никому не увильнуть от нее. Это суровая диалектика жизни.
ЛИШНИХ СЕКТ НЕТ
Нет лишних и "ненужных" религиозных объединений. В совете и свете Божием все находит свое осмысление. Они предусмотрены в замысле Творца и спасительном Его Промысле, нам непонятном.
Наглядный пример. В городе на улице молодежь собралась на христианский хип-хоп, организованный неопятидесятниками. Сектантами, такими презираемыми нами - православными, истинными, древними, традиционными. 200 человек - не так уж и много, но собрались. И вот, встает неделикатный вопрос: а смогли бы мы, традиционные, законные, православные собрать хоть 40 человек молодежи?! Вот так просто на улице взять и собрать? Да еще и что-то внятное на их языке им на улице предложить?
Тут еще рядом на «Религии в Украине» статья в мониторинге проходила: «6 причин, почему молодые люди уходят из церкви». Скажу, разумная статья. Как бы мы, традиционные православные и католики, не хорохорились, а у нас язык уже не тот, подход не тот, даже другая психология, мышление другое… Наши храмы - «клубы молодоженов, кому за 70» - ярчайшая тому иллюстрация.
Посему скажу: все христианские объединения пишут совместно историю мирового христианства. Все по-своему нужны, и никого презирать не надо. Бог Сам все прекрасно урегулирует: что от Него, то устоит. А что не от Бога – разрушится. Итак, живем, смотрим, что Дух говорит церквам.

Коментарі

  1. Очень хорошая статья! ...нам протестантам тоже не помешало бы пересмотреть свою позицию по отношению к диалогу с инакомыслящими :)

    ВідповістиВидалити
  2. Сьогодні в Україні стільки людей,які далекі від Бога, що вистачить для всіх можливості євангелізувати. Саме на єванелізацію тих, хто Бога не пізнав потрібно спрямовувати зусилля, а не на міжконфесійну боротьбу. Тоді виконаємо заповідь Христову:"Ідіть і навчіть усі народи". А нам хоча б свій народ навчити :(
    "Це моя заповідь: щоб ви любили один одного" :)

    ВідповістиВидалити
  3. 100% - внутрішня боротьба в церкві - це стратегія сатани..., жаль, що багато попадаються на цей замисел диявола...

    а в церкві будуть різні погляди, і різні течії, али ми повинні всіх любити та приймати, хто сповідує Ісуса Христа Господом

    ВідповістиВидалити
  4. Чи облудно, чи щиро Христос проповідується, а я радію цьому і буду радіти. Филип. 1: 18

    ВідповістиВидалити
  5. Замечательная статья, христианство теряет свой авторитет из-за междоусобиц.Что нам делить? Христос, Дух Святой,и Слово Божие-вот объединяющая сила для христиан.

    ВідповістиВидалити
  6. Мы,так называемые сектанты,не нуждаемся в защите,потому, что нас защищает,Сам Иисус,но все равно приятно, что все больше и больше становиться людей с трезвым взглядом и в праваславии.К стати, стороживая башня,не христианская община.С миром Божим!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Принадлежность к конфессии не спасает человека, но вера в Иисуса Христа. И если бы все называющие себя христианами, внимательно изучили Новую Заповедь (Ин.13:34-35) нашего Спасителя и применили бы её в нашей жизни, тогда многое изменилось бы в жизни христиан.- "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".
      Отрадно сердцу моему, когда братья во Христе осознают что единство в вере, а верить надо, как велит нам Бог, и у Него нет лукавства в словах и делах.
      Ну а защищать нас будет Бог, если будем послушны и верны Ему. Надо, так же помнить, что верующие на земле, всего лишь пришельцы и странники, что наше жительство на Небесах откуда мы ждем Иисуса Христа (Флп.3:20).От скорбей и гонений мы не застрахованы. Но ответственность за дела свои, каждый даст за себя.
      (2Крф.5:10)
      С миром Божьим ко всем. Благослови вас Бог.

      Видалити

Дописати коментар

Популярні дописи з цього блогу

МОЛИТВА – ВІРУЮ, як основа християнського світогляду

Ефективна правова допомога

МОЛИТВА – ВІРУЮ, як основа християнського світогляду
Вірую в Єдиного Бога Отця, Вседержителя, Творця неба і землі, всього видимого і невидимого. І в Єдиного Господа Ісуса Христа, Сина Божого, Єдинородного, що від Отця народився перше всіх віків, Світло від Світла, Бога істинного від Бога істинного, рожденного, несотворенного, єдиносущного з Отцем, що через Нього все сталося. Він для нас, людей, і ради нашого спасіння зійшов з небес, і воплотився від Духа Святого і Марії Діви, і став чоловіком. І розп'ятий був за нас при Понтії Пилаті, і страждав, і був похований. І воскрес на третій день, як було написано. І возніся на небо, і сидить праворуч Отця.

І знову прийде у славі судити живих і мертвих, і Царству Його не буде кінця.  І в Духа Святого, Господа Животворчого, що від Отця походить, що Йому з Отцем і Сином однакове поклоніння і однакова слава, що говорив через пророків. В Єдину, Святу, Соборну і Апостольську Церкву. Визнаю одне хрещення на відпущення грі…

МОЛИТВА ПРО ДОПОМОГУ

МОЛИТВА ПРО ДОПОМОГУ
Господи, я знаю, що Ти єдиний мій Помічник у тій складній ситуації, яку я переживаю (розкажіть її і попросіть те вирішення, яке б Ви хотіли). Я віддаюсь в Твої руки і прошу, щоб Ти простив всі мої гріхи та позбавив мене від всякого прокляття. Я прошу, щоб Ти був від сьогодні і назавжди моїм Господом та Спасителем. Я знаю, що коли свої очі я зводжу на небеса, то звідти прийде мені допомога, я вірю, що мені допомога від Тебе, бо Ти вчинив небо й землю і для Тебе немає нічого неможливого! Ти не даси захитатись нозі моїй, не здрімає мій Сторож: оце не дрімає й не спить мій Сторож! Господь то мій Сторож, Господь моя тінь при правиці моїй; Удень сонце не вдарить мене, ані місяць вночі! Господь стерегтиме мене від усякого зла, стерегтиме Він душу мою; Господь стерегтиме мій вихід та вхід відтепер аж навіки! І за це я славлю Тебе, мій Бог і надзвичайно дякую,  в ім’я Ісуса Христа, Амінь.
Сергій Гула

ПРО ТЕ, ПРО ЩО НЕЗРУЧНО ГОВОРИТИ – анонізм, маструбація

Ефективна правова допомога
ПРО ТЕ, ПРО ЩО НЕ ЛЮБЛЯТЬ ГОВОРИТИ – анонізм, маструбація
Дійсно - це питання достатньо делікатне і дуже дискусійне. Одні говорять, що маструбація, анонізм гріх, інші - що це нормальна життєва потреба людини. Це непросте питання, особливо для молодих і неодружених людей, а також і для віруючих, оскільки вони на роздоріжжі: "все ж таки, це гріх чи не гріх?...". 
В Біблії достатньо сказано щодо цього питання:  1 - це про Онана (звідки і пішов термін анонізм), який намірино виливав своє насіння на землю, не бажаючи запліднити дружину свого померлого брата, що було гріхом в очах Богом (Буття 38:9-10). 2 - це згадка малакій в 1 посланні до Коринтян 6 глава, 9 вірш, де є опис тих, хто не попаде в Царство Боже, серед них є так звані «малакії».  Малакія - від грецької "м`який", м`якотілий, той, хто легко піддається тиску. В новогрецікій мові Малакія переводиться як анонізм, відповідно - "малакас" переводиться як аноніст. Тобто в Біблії (1 Кори…