Перейти до основного вмісту

Я, ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК, ВЫСТУПАЮ В ЗАЩИТУ СЕКТАНТОВ

"ІСУС ХРИСТОС СЕКТАНТ" – ПРАВОСЛАВНИЙ СВЯЩЕННИК – АРХИМАДРИТ АВВАКУМ

 

Архимандрит Аввакум (Давиденко)

Я, ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК, ВЫСТУПАЮ В ЗАЩИТУ СЕКТАНТОВ
И вот почему… Еще в советское время наш Полтавский митрополит Феодосий (Дикун) в письме Брежневу писал: «Я за честный, открытый диалог между верующими, инославными и атеистами… это обогатит наше мышление, нашу культуру…» Да, да… когда нас гнали, мы были за диалог со всеми, были мягки, покладисты и открыты. Мы, повторюсь, были за честный дружеский диалог. Но, что с нами случилось сегодня?
Таким же инакомыслящим был Иисус Христос по отношению к храмовому и синагогальному иудаизму. Войдя в родную синагогу в Назарете, Христос сказал нечто такое, за что иудеи, его земляки, едва не убили. Лк. 4:30. Заявление Иисуса в Назаретской синагоге было похоже на 95 тезисов Лютера по шквалу вызванного негодования. Христа чуть не сбросили со скалы! Здесь нужно отметить тот факт, что сама раннехристианская община апостолов жила и действовала вне рамок официального иудаизма (официального храмового благословения на ее деятельность не было). То есть - сама была сектой. Но Бог Разумов так определил, что из маленькой секты возгорелось пламя мощной мировой религии. Почему? Потому что христианство выражало волю Бога!
"Он богохульствует!" (Мф:26:65) - был произнесен приговор первосвященника на синедрионе. Такой же зловредной сектой считалось раннее христианство у римлян, жестоко подавлялось и преследовалось. Вспомним высказывания римских историков Плиния, Светония о «зловредной» иудейской секте назарян, собирающихся по ночам и распевающих до рассвета гимны Христу как Богу. Но «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»...
Повторяюсь и акцентирую… Ни Христос, ни апостолы не принадлежали к священству. Но воля Божия, благоволение было на стороне этой порицаемий «секты». И из «искры» возгорелось пламя. Посему, по большому счету, если смотреть правде в глаза, глазами истории, все мы: католики, православные и протестанты – есть исторические сектанты. Выросли из «секты», малой общины Христовой. У нас не было преемства от царей и благословения храмовых священников. У Христа и Его последователей было преемство свыше, напрямую, от Бога Отца Небесного.
Так и Писание об этом говорит: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих - камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр. 2:9). «Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр.1:6). «Соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр.5:10). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6). Отсюда вытекает и всем известный принцип Лютера: каждый сам себе священник!
Сегодня же вижу, что ни о каком диалоге не может быть и речи. Церковь в России сегодня, словно тоталитарная организация, при помощи власти проводит гонения на тех верующих, пусть и инославных, с кем сидели в лагерях и тюрьмах советского периода. Мы превратились в гонителей и притеснителей. Повторюсь, сегодня там ни о каком серьезном диалоге вер, мировоззренческих позиций и культур не может быть и речи. Идет повсеместный нахрап, "наезд", диктат, и тревожно от всего виденного делается на душе.
И этот же самый соблазн - начать преследования и гонения на независимую религиозную общественность - стоит сегодня и перед украинским обществом. Уже пошли сигнальные звоночки, свидетельствующие если не о начале гонений, то о нагнетании негативизма в сторону сектантов. Пуще того, народной истерии…
ПОЧЕМУ ЕСТЬ СЕКТЫ?
Причины народных протестных сектантских явлений - это стремление людей иметь свой, личный, эксклюзивный взгляд на Бога и миропознание. Но также есть причины, коренящиеся и в самой Церкви: 1) духовенство не живет по тем заповедям, которые само же и проповедует; 2) удаление богослужебной практики господствующей церкви от ясности слова Священного Писания.
Еще Махатма Ганди говорил: «Я не уважаю христианскую церковь за то, что она учит народные массы жить по праведности, в воздержности, сама живет в роскоши!» Что тут возразить великому аскету? Протестные сектантские движения - извечные попутчики традиционных религий. Но в своем гневе против сектантов давайте опомнимся и вспомним, что сама Церковь христианская начиналась с малой общины (секты) двенадцати человек, ходящих знойными, пыльными дорогами Палестины.
СПОРЫ МЕЖДУ КОНФЕССИЯМИ ВЕЧНЫ
Альтернативное православие и независимая религиозная общественность всегда будет, пока будем жить на земле мы, живые люди, такие разноликие и непохожие друг на друга.
В общем, споры между деноминациями как непреодолимы, так и нужны. Они вносят в религиозную среду напряжение интеллектуальной и духовной мысли. Будят мысль. Они вложены в человечество на уровнях как духовном, так и биологическом, следовательно, непреодолимы. На то мы - живые люди, чтобы дискутировать. Общаться необходимо и полезно, во первых, для нас, православных. Посмотреть непредвзято, как эти «вражьи сектанты», вне рамок казенной, формальной Церкви, совершили тяжелый, волевой рывок к простоте раннехристианской общины, к простоте в обряде, простоте во Христе, живут и устрояют свой мир и приносят личный плод святости и добродетели окружающим их маловерующим людям. Православным взглянуть на это непредвзято очень и очень полезно…
Католицизм, протестантизм и православие - как бы мы не спорили, а пишем мировую историю христианства совместно. Как бы мы ни междоусобились друг от друга, но у нас общая судьба и общее устремление - Царство Божие. И главное - Священное Писание нас объединяет во всех смыслах. Евангелие - вот краеугольный объединяющий нас КАМЕНЬ! Все остальное, помимо священного Писания: правила, догматы, каноны, учения, концепции, доктрины - всего лишь интерпретации Евангелия. Так что возлюбим друг друга, постараемся понять друг друга и поможем друг другу. Это - высокая духовность.
КОГО НАЗЫВАТЬ СЕКТОЙ, А КОГО НЕТ?
Насчет неоднозначности православных в суждениях в том, кого называть сектой, а кого нет. Суждения в нашей среде разнообразны и не имеют общего знаменателя. Возьмем, например, католиков. На высоком иерархическом уровне католическую церковь православные сектой не называют.
Но на низах называют, сплошь и рядом. Знаете, самое сильное религиозное настроение формируется отнюдь не в верхах, не в Патриархии и не в епархиальных канцеляриях, а в гуще, массе народной, в самой ее что ни есть глубине, в закваске ее духа. Поедьте в Почаев - это не какой-то «Тьмутараканьский» маргинальный приход, но самый мощный и влиятельный центр православия в Украине, и там почитайте, что пишут плакаты и разные листовки на спуске в пещерный храм. Ого-го-о-о..! там вы увидите и пресловутое «Древо церкви», там католики одновременно и сектанты, и еретики, и раскольники, чего душа желает… в общем «отцеубийцы, причем неоднократные!»
ДУХОВНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ И УСПЕХ
В религиозной жизни русские всегда отличались склонностью к сектантству, к эксклюзивности религиозного сознания, и надо было только искры, чтобы это новое сектантское движение вспыхнуло.
Можно серьезно говорить о влиянии на появление сектантства в России южноукраинских колонистов-немцев. Да, их влияние было. С 1785 года, когда они там поселились, и началось евангельское движение на Украине. Тут наглядна двойственность позиции. Немецкие верующие, будучи законопослушными, в массе своей, живя закрытыми колониями, не стремились навязывать своих убеждений коренному населению, боясь наказания со стороны царского правительства. Но все же одиночные контакты были. И здесь произошел именно тот случай, когда огонь оказался рядом с соломой. Вспыхнул огонь народной евангелизации.
Говоря о влиянии немцев - лютеран и меннонитов - во второй половине XIX века, уместно процитировать ректора Казанской духовной академии епископа Алексия (Молчанова). Он писал: «Можно согласиться с тем, что в жизни русского народа было что-то такое, что создало благоприятную почву для распространения сектантских взглядов. Можно с уверенностью также сказать, что если бы вместо немецких миссионеров необаптизма с проповедью Евангелия выступили православные миссионеры, то в тех же самых условиях возникло бы религиозное движение, благоприятное для Православной Церкви…»
СЕКТАНТЫ ДИНАМИЧНЫ И ИНИЦИАТИВНЫ
Если взять царскую Россию, то где можно было увидеть больше инициативы, успеха и предпринимательства? Да в старообрядцах и во всякой штунде! Имена купцов-благотворителей знала вся Россия: Новиковы, Морозовы, Пименовы, Андреевы… Чтобы выстоять, старообрядцы, вытолкнутые на периферию общественной жизни и заклейменные как раскольники, смогли сохранить древлецерковное благочестие, истово трудясь, обживая окраинные места России. Инаковость, инакомыслие предполагает усиленную работу мысли, риск, отвагу, поиск, и даже трудовую инициативу.
БУДЕТ ЛИ ИМЕТЬ УСПЕХ БОРЬБА С СЕКТАМИ?
Вся эта борьба, затеянная в России с сектами, - это борьба иными методами, когда у оппонента не хватает аргументов. Да, мне очень бы хотелось, чтобы борьба носила форму богословского спора, даже диалога. Это обогатило бы наше духовное мышление, богословскую мысль. Ну, нет у нас еще той высоты мудрости. Вспомните мои слова: борьба с вами закончится, как и все предыдущие, ничем, 1905 годом, царским «Манифестом веротерпимости», а имиджу гонимых сектантов только прибавит авторитета, и может, даже больше… Я понимаю, и все мыслящие люди в РПЦ понимают, что борьба с сектами - это тупиковый путь. Так как сама первоапостольская христианская община в начале была маленькой сектой. Но если в чем есть сила от Духа Божия - то устоит, произрастет и выиграет исторический спор. Это аксиома.
Повторюсь. Свидетели Иеговы, неопятидесятники выиграют в этом историческом споре, так как они гонимые. Мы же, православные, потеряем и очень потеряем (уже потеряли), так как гонение никому не мило и не симпатично… И еще одна деликатная особенность - гонители не могут быть богословами и философами, света троического зрителями, а если так, то ноль нам цена…
Можно и нужно понять и нашу Православную Церковь. Все мы обречены на действие, на борьбу. Все живое, пока оно живо, борется. Не бороться она не может. Сидеть безучастно и смотреть, как на ее историческом поле произрастают семена чуждые ее природе? Вот, давайте, поразмыслим и прикинем: поставим себя на ее место. Как бы поступили мы?
Посему жизнь - борьба! Непрестанная борьба идей, борьба людей! Мы поставлены самим бытием в условия борьбы, и никому не увильнуть от нее. Это суровая диалектика жизни.
ЛИШНИХ СЕКТ НЕТ
Нет лишних и "ненужных" религиозных объединений. В совете и свете Божием все находит свое осмысление. Они предусмотрены в замысле Творца и спасительном Его Промысле, нам непонятном.
Наглядный пример. В городе на улице молодежь собралась на христианский хип-хоп, организованный неопятидесятниками. Сектантами, такими презираемыми нами - православными, истинными, древними, традиционными. 200 человек - не так уж и много, но собрались. И вот, встает неделикатный вопрос: а смогли бы мы, традиционные, законные, православные собрать хоть 40 человек молодежи?! Вот так просто на улице взять и собрать? Да еще и что-то внятное на их языке им на улице предложить?
Тут еще рядом на «Религии в Украине» статья в мониторинге проходила: «6 причин, почему молодые люди уходят из церкви». Скажу, разумная статья. Как бы мы, традиционные православные и католики, не хорохорились, а у нас язык уже не тот, подход не тот, даже другая психология, мышление другое… Наши храмы - «клубы молодоженов, кому за 70» - ярчайшая тому иллюстрация.
Посему скажу: все христианские объединения пишут совместно историю мирового христианства. Все по-своему нужны, и никого презирать не надо. Бог Сам все прекрасно урегулирует: что от Него, то устоит. А что не от Бога – разрушится. Итак, живем, смотрим, что Дух говорит церквам.

Коментарі

  1. Очень хорошая статья! ...нам протестантам тоже не помешало бы пересмотреть свою позицию по отношению к диалогу с инакомыслящими :)

    ВідповістиВидалити
  2. Сьогодні в Україні стільки людей,які далекі від Бога, що вистачить для всіх можливості євангелізувати. Саме на єванелізацію тих, хто Бога не пізнав потрібно спрямовувати зусилля, а не на міжконфесійну боротьбу. Тоді виконаємо заповідь Христову:"Ідіть і навчіть усі народи". А нам хоча б свій народ навчити :(
    "Це моя заповідь: щоб ви любили один одного" :)

    ВідповістиВидалити
  3. 100% - внутрішня боротьба в церкві - це стратегія сатани..., жаль, що багато попадаються на цей замисел диявола...

    а в церкві будуть різні погляди, і різні течії, али ми повинні всіх любити та приймати, хто сповідує Ісуса Христа Господом

    ВідповістиВидалити
  4. Чи облудно, чи щиро Христос проповідується, а я радію цьому і буду радіти. Филип. 1: 18

    ВідповістиВидалити
  5. Замечательная статья, христианство теряет свой авторитет из-за междоусобиц.Что нам делить? Христос, Дух Святой,и Слово Божие-вот объединяющая сила для христиан.

    ВідповістиВидалити
  6. Мы,так называемые сектанты,не нуждаемся в защите,потому, что нас защищает,Сам Иисус,но все равно приятно, что все больше и больше становиться людей с трезвым взглядом и в праваславии.К стати, стороживая башня,не христианская община.С миром Божим!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Принадлежность к конфессии не спасает человека, но вера в Иисуса Христа. И если бы все называющие себя христианами, внимательно изучили Новую Заповедь (Ин.13:34-35) нашего Спасителя и применили бы её в нашей жизни, тогда многое изменилось бы в жизни христиан.- "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".
      Отрадно сердцу моему, когда братья во Христе осознают что единство в вере, а верить надо, как велит нам Бог, и у Него нет лукавства в словах и делах.
      Ну а защищать нас будет Бог, если будем послушны и верны Ему. Надо, так же помнить, что верующие на земле, всего лишь пришельцы и странники, что наше жительство на Небесах откуда мы ждем Иисуса Христа (Флп.3:20).От скорбей и гонений мы не застрахованы. Но ответственность за дела свои, каждый даст за себя.
      (2Крф.5:10)
      С миром Божьим ко всем. Благослови вас Бог.

      Видалити

Дописати коментар

Популярні дописи з цього блогу

ДВІ ГОЛОВНІ ЗАГРОЗИ ДЛЯ БОЖОГО ПОКЛИКАННЯ

ДВІ ГОЛОВНІ ЗАГРОЗИ ДЛЯ БОЖОГО ПОКЛИКАННЯ Як мало сьогодні ми бачимо, дійсно, людей, які б мали великий Божий плід в своєму житті. А, часто, бачимо, коли  віруючі   люди живуть за стандартами  цього  світу, маючи цілі, які актуальні для мирських людей, прагнуть багатства так, як би це було основа їхнього життя… Сьогодні постає важливе питання: "чому ми такі малопродуктивні у Божій справі"? Відповідь можна знайти у нижчезазначеному слові Христа: А між терен посіяне, це той, хто слухає слово, але клопоти віку цього та омана багатства заглушують слово, і воно зостається без плоду. (Матвія 13:22) Варто розуміти, що перед нами є дві дуже серйозні загрози, щоб реалізувати Боже покликання: 1.                щоденні  справи, завантаженість та суєта віку цього настільки навантажили нас, що ми забули про служіння Боже, ми забули про достатню молитву, ми забули про покликання Боже. У нас немає часу, щоб думати про духовне – ми дуже зайняті на роботі, нас так баг

МОЛИТВА ПРО ДОПОМОГУ

МОЛИТВА ПРО ДОПОМОГУ Господи, я знаю, що Ти єдиний мій Помічник у тій складній ситуації, яку я переживаю (розкажіть її і попросіть те вирішення, яке б Ви хотіли). Я віддаюсь в Твої руки і прошу, щоб Ти простив всі мої гріхи та позбавив мене від всякого прокляття. Я прошу, щоб Ти був від сьогодні і назавжди моїм Господом та Спасителем. Я знаю, що коли свої очі я зводжу на небеса, то звідти прийде мені допомога, я вірю, що мені допомога від Тебе, бо Ти вчинив небо й землю і для Тебе немає нічого неможливого! Ти не даси захитатись нозі моїй, не здрімає мій Сторож: оце не дрімає й не спить мій Сторож! Господь то мій Сторож, Господь моя тінь при правиці моїй; Удень сонце не вдарить мене, ані місяць вночі! Господь стерегтиме мене від усякого зла , стерегтиме Він душу мою; Господь стерегтиме мій вихід та вхід відтепер аж навіки! І за це я славлю Тебе, мій Бог і надзвичайно дякую,  в ім’я Ісуса Христа, Амінь. Сергій Гула

МОЛИТВА – ВІРУЮ, як основа християнського світогляду

МОЛИТВА – ВІРУЮ , як основа християнського світогляду Вірую в Єдиного Бога Отця , Вседержителя, Творця неба і землі, всього видимого і невидимого. І в Єдиного Господа Ісуса Христа, Сина Божого, Єдинородного, що від Отця народився перше всіх віків, Світло від Світла, Бога істинного від Бога істинного, рожденного, несотворенного, єдиносущного з Отцем, що через Нього все сталося. Він для нас, людей , і ради нашого спасіння зійшов з небес, і воплотився від Духа Святого і Марії Діви, і став чоловіком. І розп'ятий був за нас при Понтії Пилаті, і страждав, і був похований. І воскрес на третій день, як було написано. І возніся на небо, і сидить праворуч Отця. І знову прийде у славі судити живих і мертвих, і Царству Його не буде кінця.  І в Духа Святого , Господа Животворчого, що від Отця походить, що Йому з Отцем і Сином однакове поклоніння і однакова слава, що говорив через пророків. В Єдину, Святу, Соборну і Апостольську Церкву. Визнаю одне хрещення на від